Уборка, как и любой процесс, становится намного продуктивнее, если её заранее распланировать. Зачастую огромное количество сил и времени тратится не на само мытьё квартиры, а на бестолковые хождения и перекладывание вещей с места на место. В таких случаях на помощь приходит график уборки — простой, но весьма эффективный инструмент домашнего тайм-менеджмента.
Начнем с небольшого откровения: современному работающему человеку вообще не обязательно тратить собственные силы на уборку. Робот-пылесос, посудомойка и вызов клининговой службы раз в 2-3 недели обходятся гораздо дешевле, чем думают многие хозяйки. А с мелкими точечными загрязнениями (пролил, накапал, рассыпал) вполне справляются влажные салфетки.
Конечно, мало кто готов сразу делегировать технике и специальным службам все процессы по поддержанию чистоты. Но многие хозяйки уже понимают: нельзя проводить все выходные в процессе генеральной уборки. Подобная политика давно непопулярна. Детям и мужу важно внимание, а не идеальный порядок в квартире.
Вам будет полезна информация о том, как составить график уборки квартиры, в следующих случаях:
Во всех этих случаях вам необходим четкий план, с помощью которого уборку можно будет проводить быстро.
В настоящее время существует множество специальных систем планирования, разработанных для облегчения домашнего труда. Написаны многочисленные книги и статьи о том, как распланировать уборку в квартире, чтобы она не занимала всё ваше время.
Пожалуй, одна из самых популярных методик — это система «Флайледи». Она изобретена в США домохозяйкой Марлой Силли. Согласно девизу этой системы, достаточно убираться 15 минут ежедневно — и дом обретет ухоженный вид.
На практике уборка по этой системе занимает больше времени. В указанный промежуток не включен ряд мелких работ: например, дополнительно необходимо каждый день несколько раз протирать раковину и дважды собирать раскиданные вещи. Но всё равно принципы Флайледи помогают существенно сократить время на уборку.
График в данном случае строится следующим образом. Квартира разбивается на 5 зон. Обычно выделяют зоны прихожей, спальни, кухни, ванной и гостиной. К тем участком, на которых фронт работ оказывается поменьше, добавляются спальня, детская и столовая.
Наведению порядка в каждой зоне отводят рабочую неделю. Каждый день, с понедельника по пятницу, необходимо 15 минут чистить или мыть что-то в этой зоне. Дополнительно следует выполнять так называемые «задания Келли» — они публикуются на страницах сайта Флайледи и на тематических форумах. Например, Келли просит хозяек протереть боковые поверхности на шкафах или убрать раскиданную одежду.
Также существуют ежедневные рутины: мелкие обязательные действия, вроде наведения порядка на кухне сразу после ужина. У каждой хозяйки эти действия индивидуальны: кому-то нужно каждый день убирать игрушки, а кому-то — протирать грязные зеркала.
Раз в неделю проводится что-то вроде генеральной уборки. Но делать ее можно не более часа. Главное правило этой системы — не перенапрягаться и действовать «маленькими шагами».
Главное преимущество такого универсального графика уборки заключается в том, что человеку не нужно самостоятельно разрабатывать план. Особенно это актуально для работающих: просто выполняй действия по схеме, и дома будет чисто. Еще один плюс — свободные выходные (большую часть работ предполагается делать именно по будням, в несколько мелких заходов).
Минусы этой системы:
Если составить график уборки самостоятельно, придерживаться его будет легче. В список будут включены только те дела, которые актуальны именно для вашего жилища — а значит, гораздо проще убедить себя в том, что нужно строго следовать плану.
Главное при составлении графика — ничего не забыть. В идеале можно составить перечень всех-всех дел, а затем определить их регулярность: что нужно делать каждый день или раз в неделю, а для чего достаточно пары раз в месяц или даже в год.
Увы, на практике составление такого глобального плана займет огромное количество времени. Поэтому обычно идет другим путем: определяю список действий, которые нужно делать в рамках ежедневной и еженедельной уборки. Дополнительно на неделе отводится время на выполнение какого-то одного «редкого» дела.
Какие действия включает в себя ежедневная уборка квартиры — с чего начать план? Сперва имеет смысл записать те дела, которые вы и так делаете ежедневно:
Затем стоит вписать те пункты, которые вы хотели бы выполнять, но почему-то не делаете этого. Вероятно, таких операций наберется много.
Теперь здраво оцените получившийся перечень. Посчитайте, сколько времени объективно занимает каждое действие. Готовы ли вы тратить столько часов ежедневно, в том числе после тяжелого рабочего дня? Нет? Значит, список нужно сократить.
Подумайте, кому или чему можно делегировать часть дел. К каким-то процессам нужно привлекать домашних — уборка не должна быть сугубо маминой обязанностью. Это как минимум непедагогично. Другие дела можно смело переложить на технику: посудомоечная машина, например, экономит не только ваши силы, но и воду. Часть задач, возможно, имеет смысл перенести в еженедельный план — протирать пыль каждый день вовсе не обязательно.
План на неделю составляется схожим образом. При этом важно понимать: словосочетание «еженедельная уборка» не предполагает, что вы эти действия будете выполнять, например, каждую субботу. Распределяйте задачи равномерно. Например, три дня в неделю нужно чистить пылесосом ковры — пусть это будут, допустим, среда, пятница и воскресенье.
Обязательно оставляйте в еженедельном плане «окошки» для нерегулярных дел. Пусть у вас будет запланирован час на то, что актуально именно сейчас — вымыть окна или перебрать сезонную одежду.
И не забывайте главное правило тайм-менеджмента: не планируйте слишком много дел! Оставляйте время на отдых. Уборка квартиры — не главная задача в вашей жизни.